
Порой случается так, что наш верный гидравлический домкрат начинает работать как-то вяло, будто силы на исходе. Поднимает машину неохотно, а то и вовсе скрипит, как старая телега. Чаще всего причина проста – масло. В гидравлическом домекрате, как и в нашем организме, масло – это жизнь. И если его уровень падает, всё, привет, ремонт или, в лучшем случае, доливка. Давайте разбираться, когда это нужно делать, какое масло выбрать и как всё это провернуть, чтобы домкрат снова стал мощным и надежным помощником.
Вот бывает, купил домкрат, поработал им пару раз, а потом он лежит где-нибудь в гараже, забытый, до следующего раза. А когда он снова понадобится, оказывается, что жидкость куда-то испарилась или, что вероятнее, подтекла. Мелочь, а неприятно. Или вот, ремонт делаешь, машину поднял, а она еле держится, того и гляди, рухнет. Сразу паника, да? Спокойствие, только спокойствие. Это, скорее всего, банальная нехватка масла. По своему опыту скажу, что такое бывает даже с новыми домкратами, особенно если они долго лежали на складе. Так что, первое правило – не ждите, пока домкрат начнет подавать явные признаки 'болезни'. Регулярно его осматривайте.
Главный индикатор – это, конечно, производительность. Если домкрат стал медленнее подниматься, требует больше усилий для прокачки, или, что совсем уж тревожно, не держит нагрузку, – скорее всего, дело в масле. Вот пара ситуаций из жизни:
У меня был случай, когда домкрат начал 'задыхаться' во время подъема. Поднял машину на треть, и всё – дальше ни в какую. Сначала думал, может, перегрузил, хотя вес машины был явно меньше заявленной грузоподъемности. Потом пригляделся, а под ним небольшое масляное пятнышко. Открыл крышку – а там масла почти нет! Нашел старую канистру с подходящим маслом (об этом чуть позже), долил, и домкрат ожил, заработал как новенький. Так что, если чувствуете, что что-то не так, не откладывайте.
Это, пожалуй, один из самых важных моментов. Тут нельзя действовать по принципу 'чем больше, тем лучше' или 'любое масло подойдет'. Гидравлические системы довольно капризны, и неправильное масло может навредить.
Производители домкратов обычно указывают в инструкции, какое масло следует использовать. Если инструкции нет (ну, бывает), то в большинстве случаев подойдет обычное гидравлическое масло. Ищите такие обозначения:
На практике, часто используют минеральные масла с индексами вязкости ISO VG 32, 46 или 68. Номер указывает на кинематическую вязкость при 40°C. Чем больше цифра, тем масло гуще.
Важно! Никогда не используйте в гидравлическом домкрате моторное масло! У него совсем другие свойства, присадки и состав. Это может привести к повреждению уплотнений и выходу домкрата из строя. Также не рекомендуется использовать трансмиссионные масла.
Где искать информацию? Самое надежное место – инструкция к вашему домкрату. Если ее нет, поищите на самом корпусе домкрата или на шильдике (металлической табличке) маркировку производителя. Часто там есть информация о типе масла. Можно также зайти на сайт производителя домкратов (если он известен) и поискать информацию там. Иногда полезно поискать в интернете по модели домкрата.
Если вы совсем запутались, а производитель не дает никаких подсказок, можно обратиться в специализированный магазин гидравлического оборудования. Там вам точно посоветуют подходящее масло. У меня был опыт, когда я не мог найти инструкцию к старому подкатному домкрату. Поехал в автосервис, где занимаются ремонтом гидравлики, показал им свой домкрат. Мне посоветовали взять универсальное гидравлическое масло ISO VG 46. Купил, долил – и всё заработало как часы.
Источник информации по маслам: АО Шаньдун Чжунда машина
Итак, масло выбрано, пора браться за дело. Сам процесс несложный, но требует аккуратности.
Вам понадобится:
Перед началом работы убедитесь, что домкрат находится на ровной поверхности и полностью опущен (поршень втянут). Это важно для правильного определения уровня масла.
1. Найдите заливное отверстие. Обычно оно выглядит как крышка или пробка, расположенная на корпусе домкрата, часто рядом с рукояткой или насосным механизмом. Иногда оно может быть закрыто резиновой заглушкой.
2. Очистите область вокруг отверстия. Прежде чем откручивать, тщательно протрите тряпкой место вокруг заливного отверстия. Это нужно, чтобы грязь или пыль не попали внутрь гидравлической системы. Очень важно не допустить попадания посторонних частиц!
3. Откройте заливное отверстие. Аккуратно открутите крышку или выньте заглушку. Если есть старое масло, которое нужно слить, подготовьте емкость.
4. Проверьте уровень. Если домкрат не сильно опустошен, то масла может быть видно по краю отверстия. Идеальный уровень – когда масло почти доходит до нижнего края заливного отверстия. Не нужно заливать 'под завязку'! Обычно есть метка или просто ориентир – край отверстия.
5. Доливайте масло. Используйте воронку. Лейте масло медленно, небольшими порциями. Периодически можно немного покачать рукоятку, чтобы масло распределилось внутри системы.
6. Не перелейте! Это важно. Избыток масла может вызвать повышение давления и повредить уплотнения. Лучше недолить, чем перелить. Всегда можно долить потом, если уровень окажется низким.
7. Закройте заливное отверстие. Плотно закрутите крышку или установите заглушку на место. Убедитесь, что всё герметично.
8. Проверьте работу домкрата. Несколько раз поднимите и опустите домкрат без нагрузки, а затем с небольшой нагрузкой. Убедитесь, что он работает плавно и без посторонних звуков.
Если вы заметили, что масло вытекло очень сильно, возможно, есть смысл полностью слить старое масло, промыть систему (если это предусмотрено инструкцией) и залить новое. Но чаще всего, для обычного гаражного домкрата, просто доливки достаточно.
Бутылочные домкраты: У них заливное отверстие обычно расположено сбоку, на корпусе. Процесс такой же – открыть, долить, закрыть.
Подкатные домкраты: У них может быть несколько вариантов. Иногда есть отдельный бачок для масла, а иногда – такое же заливное отверстие на основном корпусе. Важно не перепутать его с другими отверстиями.
Ромбические домкраты: У них тоже обычно есть заливное отверстие на корпусе. Будьте внимательны, чтобы не попасть грязью внутрь.
У меня старый бутылочный домкрат, который я купил еще студентом. Лежит в багажнике, выручает постоянно. Однажды, когда помогал другу менять колесо, заметил, что он как-то медленно поднимается. Ну, думаю, пора масло проверить. Нашел заливное отверстие (оно там такое, с резиновой заглушкой), вынул заглушку, а там масла – кот наплакал. В багажнике как раз была маленькая бутылочка гидравлического масла, которое я брал для насоса дренажного насоса (они похожи по типу жидкости, но всё равно лучше использовать специальное). Долил, и домкрат снова стал работать как зверь!
Иногда проблема не в том, что масла мало, а в том, что оно медленно подтекает. Если вы заметили небольшие масляные пятна, не спешите выбрасывать домкрат.
Я как-то пытался 'починить' маленький подкатной домкрат, у которого подтекал клапан. Думал, сейчас я его герметиком замажу. И замазал! Но потом, когда домкрат стал работать, оказалось, что герметик попал куда-то внутрь и клапан стал заедать. Пришлось разбирать, промывать, и только потом он заработал как надо. Так что, с герметиками – осторожнее. Лучше всего – это замена изношенных деталей.
Если вы сделали всё, что могли, а домкрат всё равно работает плохо, или если вы видите серьезные повреждения корпуса, явные утечки из рабочего цилиндра, или домкрат вообще не реагирует на ваши действия, – значит, пришло время обратиться в сервисный центр. Ремонт гидравлического оборудования – дело тонкое, и иногда лучше доверить его специалистам, чтобы не усугубить проблему. Тем более, что сейчас есть множество мастерских, которые занимаются ремонтом гидравлических домкратов, и многие из них, например, сервисные центры от таких компаний, как АО Шаньдун Чжунда машина, могут быстро и качественно решить проблему.
Главное – не затягивать с ремонтом. Ведь от исправности домкрата зависит ваша безопасность, когда вы работаете под автомобилем. Так что, следите за своим 'железным другом', вовремя доливайте масло, и он вам прослужит долгую и верную службу!