
У каждого, кто хоть раз сталкивался с ремонтом автомобиля или другими силовыми работами, наверняка есть в хозяйстве гидравлический домкрат. Штука, скажу я вам, незаменимая. Но, как и любая техника, он требует ухода. И вот тут начинается самое интересное: многие про него просто забывают, пока он не начнет капризничать. А ведь замена масла в гидравлическом домкрате – это не какая-то там заумная процедура для сервисменов, а вполне посильная задача, которая продлит жизнь вашему помощнику на долгие годы. Давайте разберемся, почему это так важно, когда пора бить тревогу и как самому всё сделать без лишних нервов.
Честно говоря, я сам раньше думал: 'Да ладно, что там может случиться с маслом?'. Ну, качает и качает. Потом начал замечать, что домкрат стал работать как-то вяло, особенно в холодную погоду. Поднимает медленнее, а иногда и вовсе будто 'захлебывается'. Вот тут-то и стало понятно, что пора принимать меры. Ведь внутри этого железного зверя – целая система, где всё должно работать как часы. И масло – это, по сути, его кровь.
Всё дело в том, что гидравлическая жидкость в домкрате выполняет сразу несколько важнейших функций. Во-первых, она передает усилие. Когда вы давите на рычаг, масло под давлением толкает поршень, который и поднимает ваш автомобиль или другой груз. Это как кровеносная система человека – без нее ничего не движется.
Во-вторых, масло служит смазкой. Внутри домкрата есть движущиеся части – поршни, уплотнения, клапаны. Без смазки они будут быстро изнашиваться, что приведет к утечкам и, как следствие, к потере работоспособности. Представьте, что двигатель автомобиля работает без масла – результат будет печальным, правда?
В-третьих, масло отводит тепло. Когда домкрат работает под нагрузкой, частицы нагреваются. Масло помогает рассеивать это тепло, предотвращая перегрев компонентов.
И, наконец, масло защищает от коррозии. Специальные присадки в гидравлической жидкости препятствуют образованию ржавчины на металлических деталях.
Вот и получается, что состояние масла напрямую влияет на все эти процессы. Старое, грязное или потерявшее свои свойства масло – это прямой путь к поломке.
Существует несколько явных признаков того, что замена масла в гидравлическом домкрате назрела:
Я вот, например, когда менял масло в первый раз, обнаружил, что оно было черное, как деготь, и пахло жутко. Домкрат после этого как будто заново родился!
Этот вопрос тоже очень важен. Нельзя просто так залить любое масло, которое найдется под рукой. Производители домкратов обычно указывают в инструкции, какое масло им подходит. Чаще всего это:
Важно! Всегда смотрите инструкцию к вашему домкрату! Если инструкции нет, лучше поискать информацию в интернете по модели вашего домкрата. Если совсем ничего не нашли, то гидравлическое масло ISO VG 32 – это, как правило, самый безопасный вариант для большинства стандартных домкратов.
Я для своего обычного подкатного домкрата купил гидравлическое масло, которое продается в любом автомагазине. На банке было написано 'для гидравлических систем'. Вот оно:
(Примерно так я бы выглядел, если бы показывал банку масла)
Например, у АО Шаньдун Чжунда машина можно найти подходящие гидравлические масла, которые отвечают всем требованиям. На их сайте https://www.chinazhongda.ru/ можно подобрать именно то, что нужно для вашей техники.
Не экономьте на масле! Дешевые подделки могут загубить ваш домкрат быстрее, чем вы успеете его использовать.
Перед тем, как приступить к делу, убедитесь, что у вас есть всё необходимое. Список не такой уж и большой:
И, конечно, домкрат. Убедитесь, что он находится в безопасном положении, подперт подставками, если вы собираетесь работать именно с ним в поднятом состоянии. Хотя, для замены масла это не так критично, но лучше перестраховаться.
Итак, приступим к самому процессу. Он не такой сложный, как кажется, но требует аккуратности.
Для начала, полностью опустите домкрат. Если он был в использовании, дайте ему немного остыть, если он нагрелся.
Найдите сливное отверстие. Обычно это пробка, расположенная в нижней части корпуса домкрата, рядом с гидравлическим цилиндром. Иногда оно может быть закрыто защитным колпачком.
Подставьте под сливное отверстие емкость для сбора отработанного масла. Аккуратно открутите пробку. Масло начнет вытекать. Дайте ему стечь полностью. Возможно, придется немного наклонить домкрат, чтобы слить остатки.
Совет: Если масло очень густое или в нем есть взвесь, это еще один сигнал, что его давно пора было менять.
Если масло было очень грязным, или вы хотите быть уверены, что в системе не осталось старых отложений, можно провести промывку. Для этого:
Важно: Не переусердствуйте с промывкой, чтобы не вымыть слишком много смазки из внутренних компонентов. Обычно достаточно одной-двух промывок.
Найдите заливное отверстие. Обычно оно находится в верхней части корпуса домкрата. Оно может быть закрыто пробкой или иметь специальный клапан.
Используя шприц или воронку с узким носиком, начните аккуратно заливать новое гидравлическое масло. Заливайте медленно, чтобы избежать образования пузырьков воздуха.
Сколько заливать? Здесь тоже есть нюансы. Как правило, нужно заливать масло до уровня, когда оно начнет вытекать из заливного отверстия, или до отметки, указанной производителем. Если вы не уверены, лучше недолить, чем перелить. По мере работы домкрата уровень масла может немного меняться.
Пример: У меня есть маленький бутылочный домкрат, там заливное отверстие видно сразу, и производитель указал, что нужно заливать, пока масло не достигнет нижнего края резьбы.
После заливки нового масла обязательно нужно удалить воздух, который мог попасть в систему. Это очень важный этап!
Лайфхак: Если домкрат все равно работает как-то 'не так', попробуйте подержать его в полностью поднятом положении несколько минут, а затем медленно опустить. Иногда это помогает выгнать остатки воздуха.
После прокачки убедитесь, что уровень масла достаточный. При необходимости долейте немного.
Закрутите сливную и заливную пробки (если они были сняты). Убедитесь, что они плотно затянуты, но без чрезмерного усилия, чтобы не повредить резьбу.
Очистите домкрат от остатков масла.
Даже такая, казалось бы, простая процедура, как замена масла в гидравлическом домкрате, может быть испорчена из-за некоторых распространенных ошибок. Вот чего стоит избегать:
Я вот один раз, когда спешил, плохо прочистил тряпкой заливное отверстие. Потом заметил, что в новом масле плавает какой-то мусор. Пришлось сливать и промывать заново. С тех пор берусь за это дело с особой тщательностью.
Хотя замена масла в гидравлическом домкрате – процедура, которую вполне реально выполнить самостоятельно, есть ситуации, когда лучше доверить это дело профессионалам:
В таких случаях лучше обратиться в специализированный сервис. Они проведут диагностику, устранят все неисправности и правильно обслужат ваш домкрат.
В общем, следите за своим гидравлическим домкратом, и он вас не подведет! Правильная замена масла – это простой, но очень действенный способ обеспечить его долгую и надежную работу.