
Запуск буровой установки – это не просто нажатие кнопки. Это целый процесс, где важна каждая мелочь, от подготовки до финальных штрихов. Представьте себе, что вы стоите перед огромной машиной, готовой вгрызаться в землю. Сердце стучит, руки немного дрожат – обычное дело, особенно если это ваш первый самостоятельный запуск. Но не бойтесь, главное – знать, что и как делать. Мы поговорим о реальных вещах, о том, с чем сталкиваешься на практике, а не о скучных теориях из учебников.
Когда речь заходит о том, чтобы запустить буровую установку, первое, о чем думаешь, – это безопасность. Да, знаю, банально. Но это как с ремнем в машине – вроде бы мелочь, а спасает жизнь. Здесь тоже самое. Перед тем, как вообще думать о включении, нужно проверить всё. Нельзя просто так взять и дернуть рычаг. Это же не игрушка.
Я помню, как первый раз запускал установку на одном из объектов. Была такая, знаете, старенькая, но рабочая. Главный механик, такой мужик с мозолистыми руками, который, кажется, знал каждую гайку наизусть, подошел, посмотрел на меня, потом на установку и сказал: 'Сынок, если ты ее запустишь с первого раза без косяков, я тебе ползарплаты отдам'. Ну, шутка, конечно, но он так серьезно это сказал, что я весь вспотел. В итоге, запустил, конечно. Но сколько нервов потратил!
Итак, что же нужно сделать ДО того, как мы начнем запускать буровую установку? Вот тут-то и начинается самое интересное. Недооценить этот этап – значит обречь себя на проблемы. Это как строить дом без фундамента.
Первым делом – визуальный осмотр. Это, наверное, самая нудная часть, но без нее никуда. Проверьте все шланги. Нет ли где трещин, подтеков? Масло, антифриз – уровни в норме? Не дай бог, где-то утечка, особенно на морозе. Датчики – все ли на месте, не болтаются ли? Провода – не перетерлись ли где? Электрика – это отдельная песня, она может преподнести сюрпризы.
Я как-то работал на проекте, где установка стояла на открытом воздухе, и зима была лютая. Ну, естественно, все эти резиновые уплотнения стали дубовыми. Один шланг пневматики лопнул прямо во время работы. Хорошо, что никто не пострадал, но пришлось срочно менять. Так что, если знаете, что будет работать в экстремальных условиях, лучше заранее подготовиться, утеплить, может, даже специальными средствами пройтись.
Не забудьте про гидравлику. Масло в баке, фильтры – когда последний раз менялись? Если они забиты, то вся система будет работать с перебоями. А это уже может привести к поломке. Иногда бывает, что в системе воздух. Это тоже проблема. Его нужно стравливать. Как? Ну, это уже зависит от конкретной модели установки. Часто есть специальные клапаны.
Двигатель – это сердце. А сердце без топлива не работает. Проверьте уровень топлива. Используйте топливо, рекомендованное производителем. Это не просто так написано в инструкции. Насчет дизеля – зимой, конечно, нужен зимний. Летом – летний. Если залить не то, что надо, то фильтры могут забиться, да и двигатель будет работать плохо.
Я помню, как на одном объекте закончился дизель, а ближайшая заправка была черт знает где. Привезли какой-то 'левацкий' соляр. Установка завелась, но дымила так, что белый свет был не виден. После двух часов работы пришлось останавливаться и чистить топливную систему. Так что, лучше иметь запас, и не скупиться на качественное топливо. Это как с едой – если есть, то и работать будешь хорошо.
Кроме топлива, есть еще гидравлика, смазка, антифриз… Всё это должно быть в норме. Проверяйте уровни по меткам. Смотрите на цвет масла – оно не должно быть черным, с примесями. Это значит, что оно отработанное и его пора менять. Фильтры – тоже. Если фильтр забит, то жидкость не проходит, и система работает под нагрузкой. Это как дышать через тряпку – тяжело!
У меня был случай, когда забыли проверить уровень масла в гидросистеме. Ну, вроде бы, установка работает, но как-то вяло. Потом она вообще остановилась. Оказалось, что масло почти вытекло через неплотно прилегающий шланг. Хорошо, что вовремя заметили, а то могли бы и насос гидронасоса спалить.
Перед тем, как запустить буровую установку, нужно убедиться, что у вас под рукой есть всё необходимое. Набор ключей, отверток, плоскогубцы, а может, и специальный инструмент для регулировки. Необходимы также смазочные материалы, ветошь, возможно, емкость для сбора отработанной жидкости.
На одном объекте, где мы бурили глубокие скважины, понадобился особый ключ для затяжки буровых штанг. Его, естественно, никто не взял. Пришлось ждать, пока привезут. Целый день потеряли. С тех пор я всегда составляю чек-лист – что нужно взять с собой. Даже если это кажется очевидным.
Ну, вот мы и подошли к самому главному. Как же запустить буровую установку? Это не ракета, но требует внимания.
Первым делом, когда вы включаете двигатель, не надо сразу давать ему полную нагрузку. Дайте ему поработать на холостом ходу. Послушайте, как он работает. Нет ли посторонних звуков? Не дымит ли? Посмотрите на приборы: давление масла, температура двигателя – всё ли в пределах нормы?
Это как разогрев перед тренировкой. Если сразу начать тягать тяжести, можно и мышцу порвать. Двигателю тоже нужно время, чтобы разогреться, чтобы масло разошлось по всем узлам. Обычно дают поработать минут 5-10, иногда дольше, если на улице холодно.
После того, как двигатель немного прогрелся, можно начать проверять основные рабочие системы. Аккуратно, постепенно. Попробуйте поднять стрелу, выдвинуть опоры, если есть. Проверьте работу лебедки. Всё должно работать плавно, без рывков.
Слушайте внимательно. Любой скрип, стук, скрежет – это сигнал, что что-то не так. Не игнорируйте эти звуки. Лучше остановиться и разобраться, чем потом платить за дорогой ремонт. Я как-то раз услышал странный гул при работе гидравлики. Оказалось, что в системе был воздух, который попал из-за маленькой трещины в одном из шлангов. Поменяли шланг, воздух стравили – и всё стало нормально.
Когда вы убедились, что все основные системы работают нормально, можно начинать работать. Но тоже постепенно. Не надо сразу включать максимальную скорость бурения. Начинайте с малого, привыкайте к машине, к тому, как она реагирует на команды. Постепенно увеличивайте нагрузку, следите за показаниями приборов.
Это как учиться ездить на машине. Сначала трогаешься, тормозишь, потом уже потихоньку выезжаешь на дорогу. Здесь то же самое. Важно чувствовать машину, понимать ее возможности.
Даже при самой тщательной подготовке могут возникнуть проблемы. Важно знать, как с ними бороться.
Первое, что приходит на ум – это аккумулятор. Сел? Или плохой контакт? Потом – топливо. Оно вообще есть? Чистое? Фильтры не забиты? Может, воздух в системе? Свечи зажигания (если это бензиновый двигатель) – в порядке?
Я сталкивался с проблемой, когда из-за мороза дизельное топливо парафинизировалось. Фильтры забились, двигатель просто не мог прокачать топливо. Пришлось греть топливный бак и фильтры. Это, конечно, геморрой, но зато потом завелись.
Это может быть связано с недостатком гидравлической жидкости, воздухом в системе, изношенными деталями. Или, опять же, с проблемами в двигателе. Важно слушать и наблюдать. И немедленно устранять причину.
Иногда, даже новая установка может капризничать. Я помню, как мы запускали новую буровую, и она начала издавать странные щелчки при повороте ротора. Оказалось, что там заводской брак в одном из подшипников. Пришлось ждать, пока привезут замену. Так что, даже новое – не всегда идеальное.
Проверьте уровень гидравлической жидкости. Нет ли утечек? Фильтры – не забиты ли? Может быть, насос вышел из строя? Или клапаны заедают? Здесь нужно быть внимательным, так как работа с гидравликой требует аккуратности.
У меня был случай, когда гидравлика начала 'задыхаться' при работе. Оказалось, что фильтр всасывания масла был забит. Вроде бы мелочь, а вся система встала. После замены фильтра всё заработало как часы. Так что, не забывайте про фильтры!
Накопленный опыт – бесценная вещь. Вот несколько советов, которые могут пригодиться:
Всегда читайте инструкцию по эксплуатации вашей конкретной модели установки. Там есть нюансы, которые могут отличаться от других моделей. Это может быть критически важно, например, для правильного запуска буровой установки.
Не экономьте на расходных материалах. Качественное масло, фильтры, топливо – это залог долгой и бесперебойной работы вашего оборудования. АО Шаньдун Чжунда машина, например, предлагает широкий выбор запчастей и расходных материалов, которые помогут вашей установке работать как часы.
Регулярное техническое обслуживание – это не пустая трата времени и денег. Это инвестиция в будущее. Лучше потратить немного на профилактику, чем потом на капитальный ремонт.
Учитесь у более опытных коллег. Наблюдайте, задавайте вопросы. Каждый буровик сталкивался с разными ситуациями, и их опыт может вам очень помочь.
И самое главное – будьте внимательны и аккуратны. Работа с буровой установкой – это ответственно. Не спешите, думайте, и всё у вас получится!
Надеюсь, эти советы помогут вам увереннее чувствовать себя, когда вы будете запускать буровую установку. Удачи!