
Разбираемся в тонкостях работы гидравлического домкрата: как он поднимает машину, какие бывают виды и на что обратить внимание при выборе. Полезно знать каждому автовладельцу, да и просто любопытным!
Вот уж сколько раз меня выручал этот простой, но такой мощный механизм – гидравлический домкрат. Казалось бы, такая штука, а поднимает вес автомобиля, который в сотни раз больше его самого! Всегда было интересно, как это вообще работает, ну вот прямо по-простому, без заумных формул. Поделюсь тем, что удалось выяснить, надеюсь, кому-нибудь тоже будет полезно. Вспомните, как бывает – где-то в дороге колесо пробило, а запаска лежит, ждет своего часа. И тут без домкрата никак. Конечно, в багажнике часто лежит штатный, но, честно говоря, он такой себе, иногда еле-еле поднимает, да и устаешь с ним быстро. А вот гидравлический – это совсем другое дело.
Основная фишка гидравлического домкрата, как ни странно, кроется в жидкости. Обычно это специальное масло. Оно не сжимается, вот в чем фокус. Представьте, что у вас есть два сообщающихся сосуда, но один намного меньше другого. И в каждом есть поршень. Вы давите на маленький поршень с определенным усилием. Это усилие через несжимаемую жидкость передается на большой поршень, но уже с гораздо большей силой. Простая физика, закон Паскаля, если быть точным.
Звучит, может, чуть заумно, но на деле очень просто. Есть насос – это, по сути, тот самый маленький поршень, который мы приводим в движение. Обычно он приводится в действие рычагом. Вы качаете этим рычагом, и он толкает поршень насоса. Это масло под давлением поступает в рабочую камеру, где находится другой, уже основной поршень – тот, который и поднимает машину. Поскольку площадь основного поршня намного больше площади поршня насоса, сила, действующая на него, увеличивается пропорционально. То есть, приложив небольшое усилие к рычагу, мы получаем огромную силу на выходе, способную поднять автомобиль.
А как же потом опустить? Тут тоже все хитро. Есть специальный клапан, который мы открываем, чтобы масло из рабочей камеры обратно перетекло в резервуар. Как только клапан открыт, груз под собственным весом начинает давить на основной поршень, выдавливая масло обратно. Обычно у домкратов есть еще и предохранительный клапан, чтобы не перегрузить их случайно. Это очень важный момент, чтобы избежать поломки.
Если заглянуть внутрь (ну, или просто посмотреть на картинки, что я делал), то у гидравлического домкрата есть несколько основных частей.
Все эти части плотно подогнаны друг к другу, чтобы масло не протекало, и вся система работала как часы. Иногда бывает, что домкрат начинает 'сдавать' – медленно опускается сам по себе. Чаще всего это признак того, что где-то подтекает масло, или клапаны износились. Это, конечно, неприятно, но вполне решаемо, если есть возможность отремонтировать.
На рынке сейчас столько всяких разных домкратов, что голова кругом идет. Но если разобраться, то все они делятся на несколько основных типов, и каждый хорош для своих целей.
Это, наверное, самый распространенный тип, который часто вижу на СТО и у частников. Похожи на бутылку, отсюда и название. Они компактные, мощные и относительно недорогие. Очень удобны для работы в стесненных условиях, например, под машиной. Поднимают довольно высоко. У меня такой есть, и он меня ни разу не подводил. Правда, нужно следить за уровнем масла и состоянием уплотнений, иначе могут начать течь.
Вот это уже для тех, кто часто сам возится с машиной. Они ставятся под машину, и у них есть колесики, чтобы их легко можно было подкатить к нужной точке. Обычно имеют два поршня для более быстрого подъема. Их главное преимущество – скорость и удобство. Качнул пару раз рычагом – и машина уже поднята. Это реально экономит время и силы. И вообще, работать с ними намного приятнее, чем со старым штатным домкратом.
Эти уже посерьезнее. Чаще всего используются на профессиональных автосервисах. Они более массивные, но и грузоподъемность у них намного выше. Позволяют поднимать даже грузовики и автобусы. Имеют сложную конструкцию, часто с несколькими ступенями подъема.
У них рабочий цилиндр состоит из нескольких вложенных друг в друга частей, которые выдвигаются поочередно. Это позволяет достигать очень большой высоты подъема при относительно небольшом размере в сложенном состоянии. Удобны там, где нужно поднять машину на большую высоту, например, для ремонта мостов.
Если вы решили обзавестись гидравлическим домкратом, то есть пара моментов, которые стоит учесть.
Я сам лично пользовался домкратами от разных производителей, и могу сказать, что разница чувствуется. Дешевые модели могут быстрее выйти из строя, да и в работе они иногда менее предсказуемы. Лучше один раз потратиться на надежный домкрат, чем потом жалеть о сэкономленных деньгах.
Чтобы ваш гидравлический домкрат служил вам долго и верно, за ним нужно ухаживать. Это несложно, но требует некоторой регулярности.
Иногда бывает, что домкрат не поднимает до нужной высоты, или спускается сам. Чаще всего это связано с недостаточным уровнем масла или проблемами с клапанами. Если вы не уверены, как устранить проблему, лучше обратиться к специалистам. Например, на том же сайте АО Шаньдун Чжунда машина https://www.chinazhongda.ru/ можно найти информацию о сервисе и поддержке.
В общем, гидравлический домкрат – это не просто инструмент, а надежный помощник в самых разных ситуациях. Главное – понимать, как он устроен, правильно его выбирать и бережно к нему относиться. И тогда он вас никогда не подведет!