
Неприятность, когда почему не качает бензиновый насос, знакома многим автовладельцам. Машина внезапно глохнет, не заводится, а на приборной панели загорается тревожная лампочка. Казалось бы, мелочь, но последствия могут быть серьезными. Бензонасос – это сердце топливной системы, без его исправной работы двигатель просто не получит горючего. И вот тут начинается самое интересное: почему же он перестал качать? Причин может быть масса, и разобраться в них бывает не так-то просто, особенно если вы не автомеханик. Но не отчаивайтесь, давайте попробуем вместе разобраться, где может крыться проблема, и что с этим можно сделать. Ведь иногда банальная замена фильтра или проверка предохранителя спасают ситуацию, а иногда – требуется более серьезный ремонт.
Самое очевидное – это когда машина просто не заводится. Стартер крутит, а мотор никак не 'схватывает'. Иногда это сопровождается характерным 'подхватом' и тут же глохнет – это может быть признаком того, что топливо поступает, но очень слабо, или недостаточно. Другой вариант: машина едет, но при резком нажатии на педаль газа 'тупит', теряет мощность, дергается. Это тоже явный сигнал – бензонасос уже не справляется со своей задачей, не успевает подавать нужное количество топлива под давлением. Бывает, что автомобиль может заглохнуть прямо на ходу, без предупреждения. Такой сценарий, конечно, самый неприятный. Вспомните, как вы последний раз слышали звук работы бензонасоса? Обычно, при включении зажигания, перед запуском двигателя, из района заднего сиденья (где чаще всего находится бак) доносится тихое жужжание – это насос создает первоначальное давление в системе. Если этого звука нет, или он какой-то подозрительный, дребезжащий – повод насторожиться.
Давайте немного погрузимся в то, как работает этот маленький, но такой важный агрегат. Большинство современных автомобилей оснащены электрическими бензонасосами, которые располагаются прямо в топливном баке. Это делается для того, чтобы они постоянно охлаждались топливом и работали в более стабильных условиях. Принцип его работы достаточно прост: электродвигатель вращает крыльчатку (импеллер), которая, засасывая топливо из бака, создает давление и выталкивает его по топливопроводу к двигателю. Но это не все. Внутри корпуса бензонасоса обычно находится сетчатый фильтр грубой очистки, который задерживает крупные частицы грязи. А перед подачей в двигатель топливо проходит еще через более тонкий фильтр – топливный фильтр, который чаще всего располагается под днищем автомобиля или в моторном отсеке. Важно понимать, что эти фильтры – расходные материалы, и их забитость напрямую влияет на производительность насоса.
Первое, что стоит проверить, когда почему не качает бензиновый насос, – это электрическая часть. Самое простое – это предохранитель. Он мог сгореть от перегрузки или из-за короткого замыкания. Обычно блок предохранителей находится под капотом или в салоне автомобиля. Найдите в инструкции к вашему автомобилю, какой именно предохранитель отвечает за бензонасос, и визуально осмотрите его. Если нить накаливания внутри оборвана – значит, он сгорел, и его нужно заменить на аналогичный по номиналу. Далее – реле. Это такое маленькое устройство, которое управляет подачей питания на бензонасос. Оно тоже может выйти из строя. Часто реле можно проверить, поменяв его местами с другим, точно таким же реле, отвечающим за менее важную функцию (например, звуковой сигнал). Если после замены машина завелась – проблема была в реле. И, конечно, проводка. Окисленные контакты, перетертые провода – все это может привести к нарушению питания насоса. Проверьте разъемы, идущие к бензонасосу, на предмет коррозии и надежности соединения.
Как я уже упоминал, в системе есть как минимум два фильтра: сетка в самом насосе и основной топливный фильтр. Сетка в насосе задерживает крупный мусор, а топливный фильтр – более мелкие частицы. Со временем эти фильтры забиваются. Когда они забиты, насосу становится труднее прокачивать топливо, давление падает, и в итоге он может перестать качать вообще. Особенно часто эта проблема возникает, если заправляться некачественным топливом или 'на последние'. Грязь, конденсат, продукты распада – все это оседает в баке и фильтрах. Замена топливного фильтра – это одна из самых простых и доступных процедур. Если вы давно его не меняли, то попробуйте начать с этого. Уточните в инструкции к вашему автомобилю, где он расположен и как его менять. Иногда это простой доступ, иногда – придется повозиться.
Если электрика в порядке, фильтры чистые, а насос все равно молчит, то, скорее всего, проблема в самом бензонасосе. Он может выйти из строя по разным причинам:
В таком случае, скорее всего, потребуется замена бензонасоса. Это более сложная процедура, которая часто требует снятия топливного бака. Здесь уже без помощи специалистов, скорее всего, не обойтись. При выборе нового бензонасоса очень важно обратить внимание на качество. Я бы рекомендовал присмотреться к продукции таких производителей, как Bosch или Denso. Они зарекомендовали себя как надежные производители автозапчастей. Например, бензонасос Bosch – это популярная модель, которая подходит для многих автомобилей, но всегда проверяйте совместимость с вашей моделью.
Иногда причина того, что почему не качает бензиновый насос, кроется не в самом насосе, а в его 'окружении'. Если датчик уровня топлива выдает некорректные показания, компьютер может решить, что топлива в баке нет, и отключить бензонасос. Или, например, если топливоприемник (сетка, которая находится на конце насоса и забирает топливо из бака) забит или сместился, насос просто не сможет нормально забирать топливо. Это тоже стоит проверить, если есть доступ к бензонасосу.
Не могу не упомянуть про качество топлива. Если вы заправляетесь на непроверенных заправках, где могут разбавлять бензин, добавлять присадки, которые засоряют систему, то проблемы с бензонасосом – это лишь вопрос времени. В топливе могут присутствовать вода, смолы, грязь, которые быстро выводят из строя и насос, и форсунки, и другие элементы топливной системы. Я всегда стараюсь заправляться на проверенных АЗС, где есть гарантия качества. Например, если вы находитесь в России, то к проверенным сетям можно отнести 'Лукойл', 'Газпромнефть'.
Итак, что делать, если вы оказались в ситуации, когда машина не заводится или заглохла, и вы подозреваете, что проблема в бензонасосе?
Важно помнить, что современные автомобили – это сложные механизмы, и самостоятельный ремонт без должных знаний и инструментов может привести к еще большим проблемам. Поэтому, если вы сомневаетесь, лучше доверить диагностику и ремонт профессионалам. На сайте АО Шаньдун Чжунда машина, например, можно найти информацию о запчастях и, возможно, получить консультацию по выбору.
Часто, когда почему не качает бензиновый насос, люди думают о самом дорогом – о замене всего узла. Но не спешите! Иногда достаточно просто прочистить сетку, заменить фильтр или устранить проблему с проводкой. Так что, прежде чем бежать в магазин за новым насосом, попробуйте разобраться в причинах, возможно, решение окажется проще, чем вы думаете!
Надеюсь, эта информация поможет вам разобраться в проблеме и вернуть ваш автомобиль к жизни!
Источник данных: Информация основана на общих принципах работы автомобильных топливных систем и опыте эксплуатации. Конкретные технические характеристики и процедуры могут отличаться в зависимости от марки и модели автомобиля.