
Давно хотел себе нормальный домкрат. Те, что шли в комплекте с машиной, – это такое… пытка, а не подъем. Особенно зимой, когда пальцы отмораживаешь, пытаясь крутить эту чертову ручку. А тут подвернулся случай, нужно было заднюю балку на старенькой 'ласточке' перебрать. Ну, думаю, пора. Пора заняться тем, о чем давно думал – сделать самодельный гидравлический домкрат. Не то чтобы я какой-то супер-мастер, но руки вроде из нужного места растут, и голова тоже не совсем для шапки.
Идея родилась из наблюдения за тем, как устроены заводские. Принцип-то прост: поршень, цилиндр, насос, масло. Ничего запредельного. Главное – найти подходящие запчасти и понять, как все это соединить, чтобы не брызгало во все стороны и, самое главное, держало вес. Начал с изучения всяких форумов, видосов на YouTube. Там, конечно, всякого насоветуют: кто-то из старых огнетушителей делает, кто-то из прессов. Я решил пойти более стандартным путем, чтобы было надежнее.
Первым делом, конечно, нужно было найти сам насос. Тут вариантов несколько. Можно купить готовый гидравлический цилиндр с насосом в сборе. Часто такие используют на небольших станках, или продают отдельно как ремкомплект для каких-нибудь гидравлических тележек. Я остановился на одном интересном варианте – это цилиндр от одного из моих старых гидравлических прессов, который уже не работал. Он был достаточно мощный, и я знал, что он точно выдержит нужный мне вес. Сам цилиндр, кстати, был довольно внушительный, с большим диаметром.
Дальше – гидравлическое масло. Тут тоже особо не поэкспериментируешь. Нужна жидкость, которая не замерзает, не слишком вязкая, и которая не разъедает резинки. В автомагазине подсказали, что подойдет обычное трансмиссионное масло, или специальное гидравлическое масло для автотехники. Я взял самое простое, которое было под рукой, с маркировкой 'гидравлическое', без особых претензий. Главное, чтобы оно было чистое, без грязи и воды.
Соединительные трубки и шланги. Это, пожалуй, самая нервная часть. Нужно, чтобы они были рассчитаны на высокое давление. Слишком тонкие – лопнут, слишком толстые – будут громоздкими. Я использовал армированные шланги, которые применяются в тормозной системе грузовиков. Они довольно гибкие, но при этом очень прочные. Нашел их на разборке. Для соединения использовал фитинги, которые тоже пришлось поискать. Нашел в магазине, где торгуют всякими промышленными гидравлическими системами. Главное, чтобы все резьбы подошли, и уплотнения были надежными.
Ну и, конечно, сам корпус. Я решил сделать его из толстостенной стальной трубы. Диаметр трубы выбрал такой, чтобы цилиндр входил внутрь с небольшим зазором, но не болтался. Трубу нашел на металлобазе. Резать ее пришлось болгаркой, и это было не самое приятное занятие. Зато получилось добротно.
Начал с крепления цилиндра. В трубу, которая стала основой моего самодельного гидравлического домкрата, я вварил опорную пластину. На нее и установил сам цилиндр, закрепив его болтами. Важно, чтобы цилиндр стоял ровно, без перекосов.
Дальше – насос. Я решил использовать ручной насос. Мне нужен был простой, надежный механизм. Нашел подходящий насос от старой гидравлической тележки. Он был компактный и с удобной ручкой. Приварил его к корпусу так, чтобы было удобно накачивать.
Соединение шлангов – это отдельная песня. Пришлось повозиться, чтобы все герметично затянуть. Сначала подключил шланг от насоса к цилиндру. Тут главное – не ошибиться с направлением. А потом – выходной клапан. Я поставил обычный шаровый кран, чтобы можно было легко сбрасывать давление.
Залил масло. Тут тоже нужно быть аккуратным. Открыл штуцер на цилиндре, залил масло, пока оно не начало вытекать. Потом закрыл штуцер, и начал качать насосом. Воздух вышел, и домкрат заработал. Первые несколько качков были немного жесткими, но потом ход стал плавнее.
Что касается опорной части. Я сделал ее из толстой стальной пластины. Она должна быть достаточно широкой, чтобы домкрат не проваливался, особенно если работать на мягком грунте. Приварил к ней несколько ребер жесткости, чтобы она не гнулась.
Первые испытания проводил на своем старом 'жигуленке'. Поднял сначала одно колесо, потом другое. Домкрат справился на ура. Поднимал машину легко, плавно, без рывков. Главное – не торопиться, и следить за тем, чтобы домкрат стоял ровно.
Важный момент – предохранительный клапан. Его нужно устанавливать обязательно. На случай, если вы случайно перегрузите домкрат. Он сбросит лишнее давление и предотвратит поломку. Я поставил клапан, рассчитанный на давление чуть выше рабочего.
Еще один нюанс – смазка. Все движущиеся части нужно регулярно смазывать. Особенно поршень цилиндра. Это продлит срок службы домкрата и сделает его работу более плавной.
Конечно, самодельный гидравлический домкрат – это не заводской. Он может быть немного громоздким, не таким эстетичным. Но он работает. И работает надежно. А главное – ты знаешь, что и как там устроено. И если что-то сломается, сможешь сам починить.
Пока никаких проблем с ним не было. Работает отлично. Поднимает машину без труда. Вот уже полгода пользуюсь, и никаких нареканий. Если есть желание и возможность, почему бы и не попробовать? Главное – делать все аккуратно и с умом.
Кстати, если кому-то интересно, я использовал гидравлический цилиндр от пресса с грузоподъемностью около 5 тонн. Масло – минеральное гидравлическое, марки 'Гидр 46'. Трубки – армированные, рассчитанные на 300 атмосфер. Корпус – труба диаметром 80 мм, толщина стенки 5 мм. Все соединения – на резьбе, с уплотнительными кольцами.
В общем, получилось довольно добротное устройство. Надеюсь, еще долго прослужит.
Источник данных:
АО Шаньдун Чжунда машина (Ao Shandung Zhunda mashina) – информация о типовых гидравлических компонентах, используемых в производстве, получена из общедоступных каталогов продукции.
Сайт: https://www.chinazhongda.ru/