
Часто возникает вопрос: а сколько, собственно, нужно заливать масла в гидравлический домкрат? Кажется, простое дело, но тут есть свои нюансы, и неправильный подход может испортить инструмент, а то и создать опасную ситуацию. Я сам не раз сталкивался с этой проблемой, когда нужно было срочно поднять машину, а домкрат как-то вяло работает, или наоборот, слишком уж рьяно, аж того и гляди, что-нибудь повредит. В общем, решил разобраться раз и навсегда, и вот что выяснил.
Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о гидравлике – это, конечно, тип масла. Не всякое масло подойдет, это точно. Для наших гидравлических домкратов, будь то подкатной, бутылочный или даже трансмиссионный, обычно используют специальные гидравлические масла. Они обладают нужной вязкостью, хорошей смазывающей способностью и устойчивостью к перепадам температур. Чаще всего это масла группы ISO VG 32 или ISO VG 46. Они, так сказать, золотая середина для большинства бытовых и полупрофессиональных домкратов. Если у вас какой-то очень специфический, промышленный домкрат, то там могут быть свои требования, но для обычного автолюбителя – это, скорее всего, оно.
А вот с количеством масла – тут уже поинтереснее. Нет, ну правда, на каждом домкрате же не написано, сколько туда заливать! Производители, по большому счету, рассчитывают, что масло там уже есть, и его нужно только доливать, если уровень упадет. Поэтому, когда вы покупаете новый домкрат, он уже должен быть заправлен. Обычно объем масла там не такой уж и большой, зависит от размера и грузоподъемности. Для компактных бутылочных домкратов может быть и поллитра, а для больших подкатных – литр, а то и полтора.
Самый верный способ – это посмотреть на сам домкрат. На большинстве моделей есть специальный заливной винт или пробка. Часто он располагается в верхней части корпуса, где находится насосный механизм. Вы откручиваете этот винт, и вот там-то и нужно выставить нужный уровень масла.
Идеально, когда масло находится примерно на уровне этого самого заливного отверстия. То есть, вы заливаете масло, пока оно не начнет вытекать из этого отверстия. Как только оно показалось – всё, хватит. Это самый простой и надежный метод, который работает для большинства гидравлических домкратов. Не переливайте! Это так же плохо, как и недолив. Избыток масла может создать излишнее давление, вызвать утечки через сальники и просто мешать нормальной работе.
А вот если домкрат новый, и вы не уверены, что он полностью заправлен, или если вы его разбирали для обслуживания, тут может потребоваться чуть больше внимания. В инструкции к домкрату, если она у вас сохранилась, скорее всего, будет указан рекомендованный объем масла. Если инструкции нет, а домкрат не новый, можно попробовать поискать информацию в интернете по модели вашего домкрата. Часто на форумах автолюбителей или на сайтах производителей можно найти ответы на подобные вопросы.
Бывают ситуации, когда домкрат долго стоял без дела, и масло могло немного вытечь, или же вы сами его слили для какой-то цели. В этом случае, когда вы будете заливать масло, вам придется делать это постепенно, прокачивая рукоятку насоса. Открыли заливное отверстие, залили немного масла, закрыли, несколько раз прокачали рукоятку, чтобы масло распределилось по системе. Потом снова открыли заливное отверстие, долили, прокачали. И так до тех пор, пока масло не перестанет 'проваливаться' и не покажется в заливном отверстии при прокачке. Это займет немного больше времени, но зато вы точно заполните всю систему.
Еще один момент, про который часто забывают: воздух в системе! Если вы залили масло, а домкрат все равно работает как-то 'с перебоями', 'с рывками', или не поднимает нужный вес, скорее всего, там остался воздух. Чтобы его удалить, нужно провести процедуру 'прокачки' домкрата. Максимально опустите шток домкрата, откройте выпускной клапан (обычно он находится на рукоятке или рядом с ней), а затем несколько раз энергично нажмите на рукоятку насоса. Вы увидите, как масло начнет выходить из выпускного отверстия, унося с собой воздух. Как только поток масла станет ровным, без пузырьков, можно закрывать выпускной клапан. После этого домкрат должен работать гораздо лучше.
Я уже упоминал про ISO VG 32 и ISO VG 46. Это стандартные обозначения вязкости гидравлических масел.
В большинстве случаев, для обычного использования в наших широтах, подойдет масло с вязкостью ISO VG 32. Оно универсальнее. Если вы живете в регионе с очень суровыми зимами, и домкрат хранится на улице, то 32-ка будет предпочтительнее. Если же домкрат хранится в теплом гараже, и вы им пользуетесь в основном летом, то 46-ка тоже будет хорошим вариантом.
Важно: никогда не используйте в гидравлическом домкрате обычное моторное или трансмиссионное масло, если это прямо не указано в инструкции! У них другой состав, другие присадки, и они могут повредить уплотнения и рабочие поверхности домкрата. Например, некоторые моторные масла содержат моющие присадки, которые могут нарушить целостность резиновых уплотнений.
На рынке существует множество производителей гидравлических масел. Некоторые из популярных марок, которые можно найти:
Конечно, есть и более бюджетные варианты, например, масла от российских производителей. Главное – чтобы они соответствовали указанным стандартам вязкости (ISO VG 32 или 46) и были предназначены именно для гидравлических систем. Например, масло марки 'Гидравлическое МГЕ-46В' тоже часто используется.
Я лично предпочитаю не экономить на таких вещах. Купил однажды какую-то совсем дешевую жижу, так домкрат потом еле поднимал, да и скрипеть начал. Так что, если сомневаетесь, лучше взять что-то проверенное. Для моего старенького бутылочного домкрата АО Шаньдун Чжунда машина я обычно беру масло Mobil, оно как-то надежнее работает, вот тут можно посмотреть их ассортимент: https://www.chinazhongda.ru/.
Как понять, что в домкрате проблемы именно с маслом?
Кстати, менять масло в домкрате полностью не так уж часто и нужно, если вы им пользуетесь не каждый день и не в очень грязных условиях. Обычно достаточно доливать его по мере необходимости. Но если домкрат отслужил несколько лет, и вы заметили ухудшение его работы, возможно, стоит полностью заменить масло.
Если вы решили полностью поменять масло, то процесс выглядит примерно так:
Это не самая сложная процедура, но требует аккуратности. Если вы не уверены в своих силах, лучше доверить это дело профессионалам.
В общем, вопрос 'сколько нужно масла в гидравлический домкрат' не имеет одного универсального ответа. Главное – это понимать принцип работы и следовать здравому смыслу. Смотрите на свой инструмент, следуйте инструкциям, если они есть, и не бойтесь экспериментировать с осторожностью. Правильный уход за домкратом – залог его долгой и надежной службы. А ведь никому не хочется, чтобы домкрат подвел в самый ответственный момент, правда?